ГОМЕЛЬСКОЕ ГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Эмблема ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
БЕЛОРУССКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АЙКИДО
ГГТУ им. П.О.Сухого
Официальный представитель ОО БФА в г.Гомеле

Додзё Айкидо


Митсуги Саотомэ

Слово додзё означает «место, где проходит путь». Изначально понятие додзё было связано с храмами и религиозными сектами. Это были места, где монахи и другие священнослужители занимались и практиковались в своей вере. Позднее название додзё стало применяться к местам, где изучали другие, не связанные напрямую с религией науки — фехтование, каллиграфию, танцы и другие дисциплины, требующие суровых тренировок. Если учесть склонность японского общества к подчинению правилам и порядку, то становиться неудивительным, что японцы использовали модель монастырской дисциплины в качестве образца для обучения светским наукам в своих школах. Понятие до, или жизненного пути, которому человек отдает всего себя, стало применяться к любой важной цели, которой человек себя посвящает.

Другой важный вклад, который внесло додзё, повлияв на современные боевые искусства — это этика воинского братства. Я полагаю, что во всем мире воины служат одной цели и несут на себе все тяготы войны. Для того, чтобы люди смогли выдержать невероятный стресс поединка, необходимы интенсивные тренировки. Все армии и воинские братства подчиняются кодексу, который не терпит бунта. Наиболее удачливыми являются воинские формирования, в которых сами члены, будучи уверенными в важности своих тех целей, за которые они сражались, поддерживали определенную систему и порядок. Воинские формирования, в которых подчинение не является добровольным. Редко бывают стабильными и результативными.

Необходимо добавить, что вежливость и строгие правила этикета были обязательны во всех додзё, вне зависимости от изучаемой дисциплины. Любое закрытое общество становиться неприемлемым без вежливости и уважения к своим членам. Формальные правила этикета помогают человеку сохранить правила поведения, если он начинает терять контроль над собой. Додзё в боевых искусствах, создавая специфичные условия для бойцов, оказывает дополнительное влияние на их вежливое и рыцарское поведение. Последствие нерыцарского поступка могут привести к смерти, а не просто к какому-то разногласию. Это одна из причин, по которой в воинских обществах во всем мире вежливости и рыцарству придается такое огромное значение.

Додзё Айкидо должно поддерживать строгость и дисциплину воинского общества, поскольку Айкидо — это будо, путь воина. Айкидо — это не абстрактная теория духовных ценностей. Айкидо — это практическая тренировка, закаляющая ваш дух, ваше внутреннее спокойствие и ваши возможности в общении с другими людьми. Это означает изменение вашего ментального состояния таким образом, что в случае стресса вы не подвергаетесь влиянию агрессии и разрушения, но вместо этого будете продолжать вести себя так, чтобы предотвратить или остановить конфликт. Айкидо означает укрепление вашей решимости и ваших убеждений.

Необходимыми элементами додзё являются обязательства, сотрудничество, дисциплина и порядок, вежливость и вера в ту цель, к которой стремятся члены додзё. Как же проявляются эти элементы на практике? Во-первых, занимающиеся в додзё должны разделять ответственность по уходу и присмотру за додзё. Додзё Айкидо должно быть кооперативной организацией, в которой все ее члены заботятся о благополучии додзё и друг друга. Додзё — это не спортивный зал, для уборки которого нанимают специальных людей. Занимающиеся в додзё должны рассматривать его уборку как духовное упражнение; состояние додзё отражается на внутреннем состоянии самих учеников.

Поддержание личной чистоты — это уважение к себе, к своим партнерам и искусству Айкидо. Занимающиеся Айкидо должны содержать свою одежду и оружие в чистоте и порядке. Он не должен разбрасывать вещи вокруг себя, а аккуратно складывать в одном месте. Он должен постоянно следить за тем, где находиться его оружие.

Хотя сотрудничество является очень важным элементом, додзё — не демократия. Цепь подчинения и смиренности, подкрепляемая взаимным уважением, должна проходить по всей иерархии додзё, начиная от сенсея и далее через старших учеников (семпай) и младших учеников (кохай). Старшие ученики должны подавать хороший пример младшим, поддерживать и усиливать учение своего сенсея. В большом додзё сенсей не может уделить внимание каждому ученику в отдельности. Убедиться в том, что младшие ученики учатся правильно и в додзё идет необходимая работа — это обязанность старших учеников. Младшие ученики должны уважать старших, не возражать и не сопротивляться инструктажу с их стороны. Те, кто приходят впервые, не знают ни путей додзё, ни принципов Айкидо. Для того, чтобы научиться, они должны раскрыть свое сознание и вести себя скромно и учтиво. Со своей стороны, старшие ученики должны вести себя так, чтобы заслужить уважение и не пользоваться своим положением для унижения младших. Иерархия в додзё не означает, что вы не должны проявлять уважение ко всем остальным людям. Хорошая техника не служит оправданием для незрелого и мелочного поведения. Без хороших манер додзё превращается в джунгли, и то, что преследовало цель духовного совершенствования, превращается в опасное занятие.

Соблюдая правила этикета, вы должны соблюдать приличие и проявлять хорошие манеры поведения. Вы должны строго придерживаться определенных форм вежливости, должны быть корректны и аккуратны в своей одежде и поведении. Выйти на татами не полностью или неправильно одетым, валяться на татами в небрежной позе и т.д. — все эти внешние проявления бескультурья говорят о ментальной и духовной распущенности. Соблюдение приличий, в свою очередь, усиливает ваш внутренний порядок.

Так что этикет и правила додзё — не пустые формальности. Они создают условия необходимые для хорошей тренировки. Например, в современных додзё Айкидо у каждого ученика для тренировок есть свое оружие. Пользоваться чужим оружием без разрешения — это грубейшее нарушение этикета. Чтобы понять это, просто подумайте о воинах, которые сражаются за свои жизни. Жизни этих людей зависят не только от их мастерства, но и от качества и состояния их оружия и возможности иметь его под рукой в любую секунду. Нетрудно понять, почему касаться или брать личное оружие без разрешения в прошлом было равнозначно смертельному приговору. Человек, позволивший себе подобные действия, рисковал даже не получить шанса исправиться.

В додзё Айкидо мы не хотим тренировать убийц и нарушителей этикета, которых наказывают смертью. Если вы забываете или полностью игнорируете смертельную опасность занятий боевыми искусствами и защиту от несчастных случаев, ради избежания которых и был создан этикет, то я уверен, что ваши занятия потеряют глубину и ваше понимание будет весьма ограниченным. Постоянное напоминание о том. Что в будо жизнь и смерть всегда поставлены на карту, усилят ваше понимание значения того и другого. И тогда ощущение ценности не только вашей собственной жизни, но и жизни других людей, станет гораздо сильнее.

© Митсуги Саотомэ: Принципы Айкидо / Изд. «Папирус», Санкт-Петербург, 1996
Valid XHTML 1.0 Transitional Рейтинг@Mail.ru